Интервью с художником В.Чекмасовым: “…когда поступил заказ на портреты работников Слюдянки, я с удовольствием принял в этом участие”

После встречи бывших сотрудниц Петрозаводской слюдяной фабрики, которая прошла в декабре минувшего года по проекту «МОСТ: метаморфозы оживших слюдяных тайн»*, фонды «Слюдариума» постепенно пополняются всё новыми и новыми предметами.

Недавно команде проекта «Слюдариум» передали портрет слюдяницы. В 1981 году для музея Петрозаводской слюдяной фабрики портрет написал карельский художник Валентин Сергеевич Чекмасов, Народный художник Российской Федерации, член Союза Художников РФ.

Валентин Чекмасов в мастерской

На портрете изображена щИпальщица Тамара Александровна Старикова, проработавшая на фабрике 40 лет. Конечно, она была передовиком социалистических соревнований, вела большую общественную работу, избиралась членом парткома, профкома, за большие успехи в трудовой деятельности и в общественной работе была награждена орденом «Знак почёта» и медалью в честь столетия со дня рождения В.И.Ленина (в 1970 году). Ведь в музее могли быть представлены портреты только таких умниц и красавиц.

Согласно данным Госкаталога Музейного фонда РФ на сегодняшний день картин, посвященных работе и работникам Петрозаводской слюдяной фабрики, в музеях Петрозаводска нет. Тем ценнее оказался для команды «Слюдариума» этот подарок.

Мы приехали в мастерскую к Валентину Чекмасову, чтобы подробнее узнать историю этой картины. Привезли мы в мастерскую и саму работу.

– Валентин Сергеевич, работа над портретом Тамары Стариковой была Вашим первым знакомством со «Слюдянкой»?

– Со Слюдяной фабрикой связана почти вся жизнь моей матери. Она работала там щИпальщицей сразу же после войны, когда мы вернулись из эвакуации. Довольно часто она приносили работу домой, и мы с братом помогали ей щипать слюду при помощи ножей. Всё надо было делать аккуратненько. Сначала было, конечно, сложно и непривычно, а потом мы очень даже хорошо уже слюду щипали. И вот мы с братом так и помогали матери выполнить норму, если она не успевала.

– Сколько Вам тогда было лет?

– Мы вернулись в сорок пятом году (из эвакуации. – Прим.ред.), мне было пять лет. А когда щипали, это уже мне было лет семь-восемь, я уже в школу ходил. Когда мы жили на частной квартире в проходной комнате, там не было никаких условий, негде там было слюду щипать. А потом маме выделили комнатку в бараке, и вот туда она уже приносила работу.

Со «Слюдянкой» связано всё моё детство. Под Бесовцом у фабрики был пионерский лагерь, и мы там проводили каждое лето. Иначе матери трудно бы было с нами. Мы там компанией в футбол играли, в лес ходили, и под присмотром всегда были.

– Сохранились ли у Вас еще какие-то яркие воспоминания о детстве в связи с фабрикой?

– Когда я заболевал, матери не с кем дома меня было оставить. И тогда она брала меня к себе на работу, на «Слюдянку». Это после войны было, время трудное. А я уже с детства любил рисовать. И вот я то одной работнице цветочек нарисую, то другой, а мне конфеток дадут, хлебца кусочек. Так я и начал зарабатывать искусством (смеётся). Мне нравилось. Даже просто поблагодарят, мне уже приятно.

– Валентин Сергеевич, как получилось, что именно Вы писали портрет слюдяницы?

– Если раньше кто-то хотел заказать картину, они звонили в Союз художников. И вот когда поступил заказ на портреты лучших работников Слюдяной фабрики, я с удовольствием принял в этом участие. Портретистов у нас немного тогда было, два или три всего.

– Был у нас даже такой казусный случай. Поступил с фабрики заказ написать портреты нескольких сотрудниц. Заказ передали нам с Сашей Трифоновым (Александр Александрович Трифонов (1946-2021), известный карельский художник. – Прим.ред.). А он очень талантливый был, но при этом очень скромный. Он договорился через начальство о встрече с работницей фабрики, а она не пришла. Он стал звонить на фабрику, узнавать. Оказалось, что у женщины очень уж ревнивый муж, который не пустил её позировать. Договорились они на другой день встретиться. И вот она пришла в назначенное время, и даже они еще к работе не приступили, как вдруг стук в дверь! Врывается ревнивый муж, стал жену ругать, она в слёзы, убежала сразу. После этого Саша больше ни на какие портреты заказы не брал.

– Где потом выставлялись эти портреты, написанные для «Слюдянки»?

– Был Музей слюдяной фабрики, для него портреты передовиков и писали. Разговаривал я тогда с директором Слюдяной фабрики (Тюрюханов Ф.А., директор с 1966 по 1985 год. – Прим.ред.). Он нас как раз пригласил портреты писать. Он рассказывал, что от правительства, сверху, пришло распоряжение в связи с тем, что предприятие было награждено орденом, написать портреты сотрудниц. Но не любых. А чтобы каждая была национальным кадром (т.е. карелкой или финкой), была передовицей, а еще и красавицей. Вот директор жаловался, что устал ломать голову, где таких найти: есть и передовицы, и красавицы, но вот чтобы сразу еще и кадр национальный, это уже сложнее.

– Вы писали этот портрет в 1981 году. А в другие года приходилось еще работать по заказу фабрики или, может быть, других предприятий Карелии?

– У меня есть серия портретов под общим названием “Мои герои”, которая объединяет людей самых разных профессий. Это и рабочие с предприятия “Тяжбуммаш”, и портреты капитанов нашего пароходства, и инженеры, и врачи, и спортсмены, и музыканты, и художники, и учёные. Главное, что их характеризовало – это высокий профессионализм, преданность делу.

А по заказу именно Слюдяной фабрики я выполнил два женских портрета.

Предприятия обычно заказывали или портреты В.И. Ленина, или сюжетные картины о жизни вождя и его политической деятельности. Мы, художники, даже так шутили: «Ленин – наш кормилец». Обычно ведь как было, вроде всё есть, а вот хорошего портрета Ленина всегда не хватает. Начальство сразу: «Делайте!».

– Тамара Старикова позировала Вам для портрета в мастерской или Вы работали прямо на фабрике?

Да, сюда приезжала. У меня даже еще стул сохранился, на котором она сидит на портрете, а это уже 42 года прошло с тех пор. А в этой мастерской я с 1970 года.

В день интервью легендарный стул был занят бронзовым портретом самого Валентина Чекмасова. Скульптор Шебунин Александр

– Сложно ли было писать её портрет? Всё-таки не самое привычное дело для работницы фабрики позировать художнику.

– Нет, не сложно. Она сидит, мы с ней разговариваем, я её пишу. Обычно приходили часа на два, сеансов за десять можно было портрет написать. Конечно, с кем-то приходилось больше встречаться, с кем-то быстрее работали.

– Вы сказали, что писали еще и второй портрет другой слюдяницы, но уже за работой. Вы приезжали на фабрику? Как был организован рабочий процесс?

– Да, я приезжал на фабрику. Но она сама позировала здесь, в мастерской, а на фабрике я писал только интерьер. Она садилась, работала спокойно, а я писал только то, что вокруг происходило, её уже не отвлекал. На работе ведь человеку некогда позировать, да и неудобно это. Так и работали. А уж как портреты у самих слюдяниц оказались, я уже не знаю. Может быть, когда фабрика закрывалась, им и разрешили свои портреты забрать.

Команда «Слюдариума» благодарит Валентина Чекмасова за интересный разговор. И нам кажется, это было бы замечательно, если бы случилась встреча художника с той, которую он написал более 40 лет назад. А мы обязательно расскажем, если у этой истории будет продолжение!

Портрет Тамары Стариковой, щипальщицы Петрозаводской слюдяной фабрики. В.С.Чекмасов. 1981

Беседовала: Ирина Латкина, PR-менеджер проекта «Слюдариум»

Фотографии: Ирина Латкина, PR-менеджер проекта «Слюдариум»

___________________________

*Проект «МОСТ: метаморфозы оживших слюдяных тайн» – победитель конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» от Благотворительного Фонда Владимира Потанина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

@2022 АНО «Центр развития культурных, социальных, экологических и образовательных инициатив «Экология культуры»