После встречи бывших сотрудниц Петрозаводской слюдяной фабрики, которая прошла в декабре минувшего года по проекту «МОСТ: метаморфозы оживших слюдяных тайн»*, фонды «Слюдариума» постепенно пополняются всё новыми и новыми предметами.
Недавно команде проекта «Слюдариум» передали портрет слюдяницы. В 1981 году для музея Петрозаводской слюдяной фабрики портрет написал карельский художник Валентин Сергеевич Чекмасов, Народный художник Российской Федерации, член Союза Художников РФ.
На портрете изображена щИпальщица Тамара Александровна Старикова, проработавшая на фабрике 40 лет. Конечно, она была передовиком социалистических соревнований, вела большую общественную работу, избиралась членом парткома, профкома, за большие успехи в трудовой деятельности и в общественной работе была награждена орденом «Знак почёта» и медалью в честь столетия со дня рождения В.И.Ленина (в 1970 году). Ведь в музее могли быть представлены портреты только таких умниц и красавиц.
Согласно данным Госкаталога Музейного фонда РФ на сегодняшний день картин, посвященных работе и работникам Петрозаводской слюдяной фабрики, в музеях Петрозаводска нет. Тем ценнее оказался для команды «Слюдариума» этот подарок.
Мы приехали в мастерскую к Валентину Чекмасову, чтобы подробнее узнать историю этой картины. Привезли мы в мастерскую и саму работу.
– Валентин Сергеевич, работа над портретом Тамары Стариковой была Вашим первым знакомством со «Слюдянкой»?
– Со Слюдяной фабрикой связана почти вся жизнь моей матери. Она работала там щИпальщицей сразу же после войны, когда мы вернулись из эвакуации. Довольно часто она приносили работу домой, и мы с братом помогали ей щипать слюду при помощи ножей. Всё надо было делать аккуратненько. Сначала было, конечно, сложно и непривычно, а потом мы очень даже хорошо уже слюду щипали. И вот мы с братом так и помогали матери выполнить норму, если она не успевала.
– Сколько Вам тогда было лет?
– Мы вернулись в сорок пятом году (из эвакуации. – Прим.ред.), мне было пять лет. А когда щипали, это уже мне было лет семь-восемь, я уже в школу ходил. Когда мы жили на частной квартире в проходной комнате, там не было никаких условий, негде там было слюду щипать. А потом маме выделили комнатку в бараке, и вот туда она уже приносила работу.
Со «Слюдянкой» связано всё моё детство. Под Бесовцом у фабрики был пионерский лагерь, и мы там проводили каждое лето. Иначе матери трудно бы было с нами. Мы там компанией в футбол играли, в лес ходили, и под присмотром всегда были.
– Сохранились ли у Вас еще какие-то яркие воспоминания о детстве в связи с фабрикой?
– Когда я заболевал, матери не с кем дома меня было оставить. И тогда она брала меня к себе на работу, на «Слюдянку». Это после войны было, время трудное. А я уже с детства любил рисовать. И вот я то одной работнице цветочек нарисую, то другой, а мне конфеток дадут, хлебца кусочек. Так я и начал зарабатывать искусством (смеётся). Мне нравилось. Даже просто поблагодарят, мне уже приятно.
– Валентин Сергеевич, как получилось, что именно Вы писали портрет слюдяницы?
– Если раньше кто-то хотел заказать картину, они звонили в Союз художников. И вот когда поступил заказ на портреты лучших работников Слюдяной фабрики, я с удовольствием принял в этом участие. Портретистов у нас немного тогда было, два или три всего.
– Был у нас даже такой казусный случай. Поступил с фабрики заказ написать портреты нескольких сотрудниц. Заказ передали нам с Сашей Трифоновым (Александр Александрович Трифонов (1946-2021), известный карельский художник. – Прим.ред.). А он очень талантливый был, но при этом очень скромный. Он договорился через начальство о встрече с работницей фабрики, а она не пришла. Он стал звонить на фабрику, узнавать. Оказалось, что у женщины очень уж ревнивый муж, который не пустил её позировать. Договорились они на другой день встретиться. И вот она пришла в назначенное время, и даже они еще к работе не приступили, как вдруг стук в дверь! Врывается ревнивый муж, стал жену ругать, она в слёзы, убежала сразу. После этого Саша больше ни на какие портреты заказы не брал.
– Где потом выставлялись эти портреты, написанные для «Слюдянки»?
– Был Музей слюдяной фабрики, для него портреты передовиков и писали. Разговаривал я тогда с директором Слюдяной фабрики (Тюрюханов Ф.А., директор с 1966 по 1985 год. – Прим.ред.). Он нас как раз пригласил портреты писать. Он рассказывал, что от правительства, сверху, пришло распоряжение в связи с тем, что предприятие было награждено орденом, написать портреты сотрудниц. Но не любых. А чтобы каждая была национальным кадром (т.е. карелкой или финкой), была передовицей, а еще и красавицей. Вот директор жаловался, что устал ломать голову, где таких найти: есть и передовицы, и красавицы, но вот чтобы сразу еще и кадр национальный, это уже сложнее.
– Вы писали этот портрет в 1981 году. А в другие года приходилось еще работать по заказу фабрики или, может быть, других предприятий Карелии?
– У меня есть серия портретов под общим названием “Мои герои”, которая объединяет людей самых разных профессий. Это и рабочие с предприятия “Тяжбуммаш”, и портреты капитанов нашего пароходства, и инженеры, и врачи, и спортсмены, и музыканты, и художники, и учёные. Главное, что их характеризовало – это высокий профессионализм, преданность делу.
А по заказу именно Слюдяной фабрики я выполнил два женских портрета.
Предприятия обычно заказывали или портреты В.И. Ленина, или сюжетные картины о жизни вождя и его политической деятельности. Мы, художники, даже так шутили: «Ленин – наш кормилец». Обычно ведь как было, вроде всё есть, а вот хорошего портрета Ленина всегда не хватает. Начальство сразу: «Делайте!».
– Тамара Старикова позировала Вам для портрета в мастерской или Вы работали прямо на фабрике?
Да, сюда приезжала. У меня даже еще стул сохранился, на котором она сидит на портрете, а это уже 42 года прошло с тех пор. А в этой мастерской я с 1970 года.
– Сложно ли было писать её портрет? Всё-таки не самое привычное дело для работницы фабрики позировать художнику.
– Нет, не сложно. Она сидит, мы с ней разговариваем, я её пишу. Обычно приходили часа на два, сеансов за десять можно было портрет написать. Конечно, с кем-то приходилось больше встречаться, с кем-то быстрее работали.
– Вы сказали, что писали еще и второй портрет другой слюдяницы, но уже за работой. Вы приезжали на фабрику? Как был организован рабочий процесс?
– Да, я приезжал на фабрику. Но она сама позировала здесь, в мастерской, а на фабрике я писал только интерьер. Она садилась, работала спокойно, а я писал только то, что вокруг происходило, её уже не отвлекал. На работе ведь человеку некогда позировать, да и неудобно это. Так и работали. А уж как портреты у самих слюдяниц оказались, я уже не знаю. Может быть, когда фабрика закрывалась, им и разрешили свои портреты забрать.
Команда «Слюдариума» благодарит Валентина Чекмасова за интересный разговор. И нам кажется, это было бы замечательно, если бы случилась встреча художника с той, которую он написал более 40 лет назад. А мы обязательно расскажем, если у этой истории будет продолжение!
Беседовала: Ирина Латкина, PR-менеджер проекта «Слюдариум»
Фотографии: Ирина Латкина, PR-менеджер проекта «Слюдариум»
___________________________
*Проект «МОСТ: метаморфозы оживших слюдяных тайн» – победитель конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» от Благотворительного Фонда Владимира Потанина.