Практически целый год шла работа по реализации проекта «Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС». Мы рассказывали об этапах создания дизайна, проектирования, разработки сенсорных модулей, торжественной презентации сенсорной комнаты, и наконец, готовы были принять пилотные группы для тестирования пространства.
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство с арт-терапевтическими модулями, воздействующими на органы чувств посетителя и оказывающими расслабляющее, отвлекающее, развивающее или активизирующее действие. Когда мы проектируем новое пространство и услуги, то размышляем о возможных сценариях поведения гостей, которые в него попадут, о пользовательском опыте, который им придется постигать.
В конце октября мы провели занятия для трех групп – детей не слышащих и плохо слышащих, детей с аутистическими расстройствами и группы разновозрастных нормотипичных детей.
Встречи с первыми посетителями всегда волнительны. Во время тестовых посещений детей сопровождали родители и педагоги. В новом месте всегда комфортно быть с близким и родным человеком, чтобы не чувствовать волнения и тревоги.
Перед посещением комнаты дети и взрослые были наполнены ожиданием чего-то нового, и необычное экспериментальное пространство их не разочаровало! Отметим, что перед посещением никто из посетителей не находился в состоянии стресса, но после сеанса в комнате все отмечали обновление и улучшение общего состояния , подъем духа – не как возбуждение, а приятный восторг.
Как отмечает тьютор – Светлана Зубарева – нормотипичных детей больше всего заинтересовал модуль «Световой дождь», где светящиеся нити фибероптического душа напоминают водопад или летний дождик. Детей с аутистическими расстройствами привлек модуль со шнурами, так как повторяющиеся движения протаскивания шнурков через отверстия и создание из них узоров очень импонирует людям с РАС. Многие не отходили от модуля «меховая стена», где при взаимодействии с мягким ворсом происходит звуковая реакция в акустическом куполе. Такое медитативное действие – звуки и тактильный контакт – интригуют и расслабляют одновременно.
Не слышащим и плохо слышащим ребятам очень понравился модуль «застывшие капли», напоминающий сталактиты в пещерах. Такие выступы в природе обычно острые, твердые и холодные, в сенсорной комнате это мягкие яркие капли, которые можно трогать, прикасаться и массировать об них спину. В конце сеанса дети и взрослые с удовольствием расслаблялись, уютно расположившись на мягком покрытии и наблюдая за сменой цветовых картин модуля «Радужный луч».
В отзывах детей и взрослых восторг и восхищение, а главное – желание прийти снова.
Напомним, что такую инициативу Музей изобразительных искусств Карелии организовал в партнерстве с АНО “Центр “Экология культуры” в рамках проекта «Инклюзивная дизайн-программа “Дружелюбная среда для детей с РАС”, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Часть модулей для сенсорной комнаты создаются благодаря проекту CULTURE OPEN (KA3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия».
Авторы и разработчики идеи – Анастасия Дубровская, Андрей Скрицкий.






Куратор проекта – Наталья Козловская
Дневник проекта ПО ССЫЛКЕ